Автор: Андрей ТАРАСОВ Дата: 19961030 Заголовок: Как небесная механика отменила татаро-монгольское иго Источник: Литературная газета, Москва Текст: Эта книга - вызов традиционной хронологии, сделавший Древнюю Русь Европой, Африкой, Индией и Китаем ПОСЛЕ прошлогодней беседы с академиком Анатолием Фоменко ("ЛГ", N 37, 1995) я услышал немало пылких отзывов о его сенсационной гипотезе новой общемировой и российской исторической хронологии. От "блеск!" до "бред!". Звонки и послания от библиофилов и библиеведов, нумизматов и краеведов. С одной стороны, вышедшая в 1995 году его в соавторстве с Г.Носовским книга "Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима" пользовалась ажиотажным спросом. С другой - пламенные читатели "Чингис-хана", "Батыя", "Звезд над Самаркандом", "Спартака" и шекспировских античных трагедий искали в романистике научные аргументы против математической логики и системного анализа, поверивших историю алгеброй. Забавно, но многим романы и голливудские "Клеопатры" кажутся убедительней законов небесной механики, наложенной на даты древней истории. Но самым забойным контраргументом стал известный политический окрик: "Опять перекройка истории?!" Вот уж поистине священная корова нашего краеугольного камня, которую тронуть не смей, иначе рухнут основы основ! Хватит, говорят, и так уже ничего святого не осталось: ни российской монархии, ни Октябрьской революции, ни Великой Отечественной, ни марша энтузиастов. Все у вас не так: отцы не отцы, вожди не вожди, победители не победители. Так еще последнее отнимаете: татаро-монгольское иго здесь, Иисуса там. Совсем без ничего остались, голые и босые перед всем миром. Без крещеных богатырей и без сына божия в царствии земном и небесном. Я им говорю: ребята, да вы гляньте сперва, в какую сторону эту историю пересматривают, может быть, в самую нужную, еще спасибо скажете! Зачем вам веками страдать от чужеземного ига, прежде чем распрямиться и расправить спинушку на Куликовом поле? Может, это от вас самих кто надо триста лет трепетал, уважая силушку немереную? Нет, говорят, подавай нам сперва мучения мученические за веру истинную, а потом уже грудь колесом. Вот и Илья Муромец тридцать лет и три года сиднем сидел, пока не допекло - видно, без мазохистской раскачки нам как-то трудно на былинные подвиги вдохновиться. Но это все же примесь психологии. Хочется быть сперва обиженным, а потом справедливо отмщенным. Теперь еще любопытней: как она столкнется с новым, не менее, а более сенсационным трудом тех же авторов, обобщающим цикл их многолетних историко- математических исследований. КРАСИВАЯ, мощная, яркая, внушительная книга, только что выпущенная издательством "Факториал". Глеб Носовский, Анатолий Фоменко. "ИМПЕРИЯ. Русь, Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математическая хронология древности". Что вызывает уважение и даже почтительный трепет у раскрывающего ее, даже пока не касаясь собственно исторических выводов о судьбах и взаимоотношениях народов? Прежде всего сам математический метод, включающий сверку астрономических событий (строго выверенных небесной механикой) с исторической земной датировкой. Против затмения в определенной фазе или вспышки сверхновой в известном созвездии не попрешь, как бы ни хотелось. Если сверхновая, описанная в Евангелиях как Вифлеемская, вспыхнула в 1054 году новой эры (то есть именно через столько лет после рождения Христа), то это медицинский факт, вокруг которого можно устроить любой "турнир поэтов", но смирясь с самим фактом. Притом авторы, надо особо отметить, совсем не зануды, которые прячут суть в туманной фразеологии. Наоборот, блестящие лекторы, они умеют кратко и отчетливо разъяснить для постороннего понимания, что такое "кирпичики" созданного ими аналитического инструмента. "Статистическая гипотеза", "числовые коэффициенты", "экспериментальные кривые" не морочат нам головы, а помогают самим участвовать в конструировании нового чтения истории. "Принцип корреляции максимумов", "принцип затухания частот методика правильного упорядочения исторических текстов во времени", "принцип дублирования частот - методика обнаружения дубликатов" и так далее весьма ощутимо и зримо диагностируют механизм Истории. Затем (а вернее, тут все равноценно) колоссальная эрудиция авторов, опирающаяся не просто на список литературы почти в две с половиной сотни источников, а на их критический анализ с выявлением явных и тайных противоречий, совпадений, опровержений. То, что казалось вчера тривиальностью, вдруг вылезает гранью парадокса, а вчерашний парадокс находит плавное и логичное объяснение. Надо только потрудиться найти. Каков этот труд - вот пример. Глобальная хронологическая карта уникальный эксперимент, "в ходе которого были обработаны сотни текстов с десятками тысяч имен и сотнями тысяч строк", родивший "полную хронологическую таблицу всех основных событий древней и средневековой Европы, Средиземноморья, Египта, Ближнего Востока". Графически посаженные на ось времени, эти хронологические линии позволяют пользоваться удивительнейшим "учебником истории". Например, проведя линейкой через них вертикальную прямую, вы можете увидеть, что делалось в момент, скажем, прихода Рюрика или крещения Руси в Китае, Турции, Скандинавии, Персии, Италии, Египте и так далее. Разумеется, по традиционной хронологии, включая библейскую. Но если включается механизм противоречий и разнотолков, то мы действительно можем убедиться в несовместимости или в отраженности этих событий. Еще раз, не касаясь результата. В любом случае вы читаете книгу, по интересу и напряженности не уступающую рыцарским романам Вальтера Скотта. Приключения династий и народов, странствия по реальной местности, по следам войн и нашествий и по их отражению на географических картах древности, средневековья и современности. Участвуют в динамике перемещений и перевоплощений географические названия, имена, монеты, крепостные стены, могильные камни, надписи на старинных мечах, гороскопы, иконы, церковная архитектура, орудия труда, археологические находки, утварь, оружие, одежда, природные катаклизмы и многое другое, будто оживающее для "дачи показаний" в режиме перекрестного диалога. АВТОРЫ подчеркнуто предупреждают о двух принципиальных вещах. Первое: ими ничего не придумано самостоятельно, все взято из источников, которые только нужно уметь читать в мельчайших подробностях и переплетениях. Как прямой текст, так и "шифровки" многократных переписей и перетолкований допечатных разноязыких хроникеров и летописцев. И на этом пути реконструктивного чтения истории были замечательные первопроходцы - от ученого- энциклопедиста Николая Морозова до этнособиографа Льва Гумилева. Множество утверждающих традиционную хронологию и множество оспаривающих ее. Второе: предлагаемая картина не категорическое утверждение (да и кто же в здравом уме возьмется точно утверждать, что было две тысячи лет назад где-то с кем-то?), а гипотеза. Четко и полемично. Для нас ее ядро состоит в том, что "отменяется" трехсотлетнее татаро-монгольское иго после завоевания Руси и его место занимает, наоборот, многовековая экспансия татар-славян на запад и на восток. "Монгольская орда", рожденная в хрониках Византии и Европы, - это наша Русь, военное государство славян и тюрок, заложившее и доныне распадающуюся империю. Изначально христианскую (любопытнейшее переплетение обликов "монгольского хана" - христианина Иоанна-пресвитера, князя Георгия Даниловича, Чингисхана, Рюрика, Ивана Калиты, Батыя), распавшуюся потом на православный, католический и мусульманский регионы. Для мира - в переносе хрестоматийных событий античности в европейское средневековье, откуда они отправились в старину по воле еще более поздних "репортеров". Византия - она же античный Рим, она же Троя, она же Иерусалим, где распяли Христа. Итальянский Рим, основанный лишь в 1380 году... Как бы все в действительности было, но с поправками на существенные уточнения. МОЖНО принимать и не принимать. Можно гордиться и пыжиться, что мы и есть "великие татары и монголы", они же казаки, они же готы и гунны, терроризировавшие Европу. Можно смущаться этим и подумывать о смягчении репутации. Ведь даже совсем в другом, не согласованном с "Империей" школьном учебнике "Древняя Русь" читаем для себя крайне лестное о походах Олега: "Русские перебили множество греков, разорили дома, пожгли церкви..." Не так уж "империалы" далеки от истины, а если довести до чеченского опыта, то уши горят от стыда. Можно спорить с авторами, в жестко-политизированном духе обличающими историографию Романовых за то, что из-за прозападной ориентации принесла Россию в жертву "вражескому" татаро- монгольскому игу. Нехорошо, конечно, подменять листы в летописях и соскребать орнаменты с храмовых стен в кремлевских соборах, припудривая собственное прошлое. Но, может, дело не в том, что, "захватив власть на Руси, Романовы выходцы с Запада, вероятно, искренне считали ее второсортной и дикой". А в том, что вполне положительно решили сменить буйную идеологию еще ивангрозновского "панмонголизма" на принцип сотрудничества с просвещенной Европой. Может, действовали хитровато, но достаточно позитивно? Тут есть что обсуждать. И в этом, наверное, прелесть книги. Вместе с познавательностью она толкает к вариантности мышления, к умению преодолеть догму и найти в коловращении следов и примет логику поведения. А логики нам и сейчас на каждом шагу не хватает.