ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

РИМЛЯНЕ, ЭЛЛИНЫ И МАКЕДОНЦЫ

Римляне.

В предыдущих главах мы уже столкнулись с интересным фактом, что и в "византийской", и в "турецкой" версии завоевания Болгарии участие сарацин и агарян отодвинуто на задний план. Принимая во внимание исторические свидетельства о том, что римские императоры Траян и Адриан родились в южном испанском городе Севилье, и что в Средневековье южные области Испании были под контролем арабов - "мавров", любопытно поискать следы мавританского участия в битвах на Балканах в XI и XIV веках.

Обратимся прежде всего к болгарским источникам.

В житии Св. Гавриила Лесковского рассказывается о Михаиле Великом, князе болгарском, который воевал с Мавраганом (и Мавраном), "эллинина родомъ зело муж силенъ". Последний назван еще "поганином", т.е. язычником. Сначала был побежден Михаил, который сбежал "в страну Ратковицу", а Мавраган завоевал "и державу его". В Ратковице Михаил усердно помолился Богу и Св. Гавриилу помочь ему против поганина. По указанию и при содействии Св. Гавриила Михаилу удалось проскользнуть с двумя солдатами в дворец Маврагана и убить его в постели. После этого Михаил напал на владения Маврагана, сжег его дворец и разогнал его солдат. (ЗЛА с. 93-94)

Считается, что это легенда, отражающая события либо X, либо XI века. Опуская подробности, сосредоточимся на главном: завоеватель Болгарии назван "Мавраном" и "Мавраганом"; кроме того, он является "поганином", т.е. язычником.

Пока отложим комментарии о "поганской" религии и продолжим перечисление следов военного участия мавров на Балканах.

Старая византийская хроника "Царствование Романа, сына Константина Багрянородного" свидетельствует о том, что в то время (X век) остров Крит находился во власти "сарацин из Испании". Когда Никифор - будущий император - отправился в поход против них, они вызвали "агарян из Африки и Испании".

Что стало с уроженцами Пиринеев потом, после смерти Никифора?

Вот несколько имен "византийских полководцев" в версии XI века:

- Катакалон Кекавмен, который был возведен в ранг "стратилата Востока" (ЗЛА2 с. 100);

- Никола Маврокатакалон (ЗЛА2 с. 189);

- Григорий Маврокатакалон, член византийского военного совета (ЗЛА2 с. 193);

- Мариан Маврокатакалон, великий дука флота (ЗЛА с. 247);

- Катакалон Тарханиот (ЗЛА2 с. 213).

Кроме того, упоминается город (или крепость?) Маврокастро.

Отметим и то, что в хрониках неоднократно описывается участие "иберийских" солдат; а Иберия - одно из старых названий Испании.

Все это дает основание для выдвижения гипотезы, что средневековые "испанские мавры" являлись одними из основных участников описанного нами завоевания Болгарии. В версии XIV века это "каталаны" и "амогавары". Поэтому возможно, что "Османская династия" связана с Осмой в Испании.

В соответствии с нашей общей схемой, описанной в главе шестнадцатой, следует ожидать, что упоминание о маврах (в какой-то форме) должно появиться и в "римской" версии V века. И в самом деле, вот что происходило во времена императора Аэция:

"Мавриакское поле или, как у Иорданеса campi Catalaunici - Каталаунские поля - равнина в Шампани, к юго-западу от города Труа. ... На Каталаунских полях произошло сражение между гуннами, с одной стороны, и римлянами и варварами, с другой. Исход битвы ... был победоносным для Аэция, хотя окончательно войска гуннов и не были разгромлены; Аттила приостановил наступление ..." (ТУР Прим. с. 361)

Читатель и сам сделает выводы из знакомого сочетания наименований "Мавриакское" и "Каталаунские". Приведенная цитата отражает мнение специалиста о том, что это "Мавриакское поле" находится во Франции. Но другие специалисты считают, что оно находится в Восточной Европе (!).

В этом эпизоде победителями являются римляне и варвары; могут ли они быть связаны с "маврами"?

Да! Потому что испанская форма этнонима "мавр" выглядит так: МОРО.

Теперь понятно, откуда могло появиться название "Морея": это страна людей "моро". А при обратном прочтении - вспомним конец главы шестой! - получаем "Ромея", т.е. Рим!

Вот небольшой отрывок, в котором описана средневековая "мавританская Испания":

"Преобладающее большинство тех, кого испанцы называли маврами, составляли берберы - представители одного из африканских племен, покоренных арабами. Потомки завоевателей и представители династии, арабы, растворились в массе берберов, а также испанцев - остатков коренного населения, обращенных в мусульманство, или бежавших от притеснений арагонских и кастильских правителей, или изгнанных из завоеванных испанцами мусульманских земель. Значительная часть населения Гранады состояла из военнопленных - христиан-рабов. В этом национальном конгломерате арабы представляли как бы особую, высшую касту. Это была земледельческая феодальная знать. Ей принадлежали главные государственные посты. Но составлявшие войско многочисленные и враждебные верхушке власти берберы постоянно подрывали ее силу своими интригами, партийной борьбой, заговорами и восстаниями." (М. В. Сергиевский в ПЕР с. 259-260)

Хорошо знакомая картина! Здесь "мавры" - "моро" названы арабами*1, при этом, однако, делается (*1А жили ли арабы в Испании во времена императора Адриана?) Чтобы Читатель мог найти ответ на этот вопрос, предлагаем ему ознакомиться с одной типичной проблемой, вызванной неправильной хронологией:

"Относительно происхождения города Гранады и его названия существуют разные версии. По одной из них ... город был основан при императоре Адриане ... По другой версии (и как будто более близкой к истине) город и его название - арабского происхождения." (ПЕР ком. с. 280) уточнение, что это не совсем арабы, а потомки арабов, растворившихся в "коренных испанцах" (т.е. в потомках античных римлян) и берберах. Это - "высшая каста", или патриции. Если перейти к "римской" терминологии, роль "плебеев" отведена берберам, а роль рабов - военнопленным. Есть только одна неувязка: мусульмане. Точнее, мусульманство правящего класса патрициев - мавров.

А были ли мавры мусульманами?

И почему в испанской средневековой архитектуре античный стиль перемешан с мусульманским и христианским?

Эта тема является чрезвычайно интересной и сулит много удовольствия и неожиданностей исследователям. Мы закончим наше знакомство с ней одним любопытным фактом.

В своей "Повесть о Сегри и Абенсеррахах" испанский классик XVI века Хинес Перес де Ита приводит песнь, спетую знатным мавром. Как вы думаете, о чем она? Почитаем вместе мнение специалиста:

"Песнь Абенамара Галиане имеет книжный характер, насыщена чуждыми маврам данными греческой мифологии и кончается мольбой к языческим богам - что маловероятно в устах мавританского рыцаря. Во времена Переса де Иты такого рода ... анахронизмы никого не смущали." (ПЕР прим. с. 280)

Конечно, не смущали. Теперь мы знаем причину спокойствия современников Переса де Иты и их "нечувствительности" к анахронизмам: детали подлинной исторической действительности стали анахронизмами только после "окончательной победы" ошибочной хронологической схемы в конце XVI - начале XVII века.

Нас такие анахронизмы тоже не смущают.

А появление греческих языческих богов в песне мавританского рыцаря говорит о том, что мавры были язычниками - почитателями греческих (и римских) богов. И не только они.

Обычно считается, что сарацинами называли арабов, хотя некоторые средневековые авторы (и даже например Блазиус Клайнер в XVIII веке) отличали одних от других. И лишь немногие знают, что в определенный период Средневековья сарацины были привилегированным сословием в некоторых европейских странах, например в Венгрии. Об этом очень ясно свидетельствуют некоторые из писем папы Григория IX:

"Иногда християне приобщаются к обрядам сарацин, считая, что условия в Венгрии являются более благоприятными для сарацин, чем для более бедных християн. Как могут воспринять подобное отношение простые и слабые християне, видя, что ими правят сарацины, и что последние равны дворянам? Нужно предположить, что они еще более охотно чем раньше постепенно перейдут к мерзости язычества ... Вы можете знать, что после такого отрыва от веры в этих местах погибло несчетное количество душ." (Из писем папы Григория IX (1147-1241), ЛИБИ4 с. 47)

Словам папы по такому важному вопросу как положение християн следует верить. Из них очень четко видно, что сарацины были вовсе не мусульманами, а ЯЗЫЧНИКАМИ, или ПОГАНЦАМИ, как называет их автор жития Св. Гавриила Лесковского. И это в начале XIII в.!

В полном соответствии с этим "крестовый поход" Сигизмунда в конце XIV века был против язычников ("турок"; МУТ с. 331), а вовсе не против мусульман.

Итак, наша

гипотеза состоит в том, что сарацины - это римляне язычники, чьим главным богом был Юпитер. В Римской империи было много религий и много религиозных войн; иногда, меняя "папу" (патриарха, архиепископа), императоры меняли "официальную религию". Поэтому "православие", т.е. "правильная вера", зависело от императора, а в хрониках - и от религиозных убеждений автора. Например, когда большой храм в Константинополе упоминается как "Храм Божьей Мудрости", то это - иудейская точка зрения; а християне называли его "Храмом Святой Софии" (по гречески "софия" означает "мудрость"). По-видимому, иногда в "Храме Божьей Мудрости" была иудейскоя служба. Известно, что позднее этот же храм был и мечетью.

Вопросы, связанные с развитием и взаимодействием религий, являются сложными и требуют огромной исследовательской работы; в этой книге мы намеренно уклоняемся от углубления в них.

Эллины.

Есть ли разница между названиями "эллин" и "грек"? Если "еллины" означает старых, античных жителей Эллады, то когда, как и почему появилось второе - "греки"? И почему сегодня практически на всех языках их называют "греками"?

Такие вопросы легко ставить, но отвечать на них куда труднее. При всем этом можем обсудить проблему "эллинов" с надеждой выяснить хотя бы некоторые аспекты смысла этого термина.

Вернемся к цитате из жития Св. Гавриила Лесновского, приведенной в начале главы. В ней речь шла о Маврагане (Мавране), "эллинина родомъ зело муж силенъ". И мы обратили внимание на то, что этот Мавраган назван еще "поганином", т.е. язычником.

Специалисты по средневековой истории обычно считают, что, когда византийские хронисты - например, Пселл, а также и другие - упоминают "эллинские книги" и "эллинские науки", они имеют в виду "античные", "языческие" книги и науки, созданные в Древней Элладе; и что для византийцев слово "эллин" означало "язычник". Все это согласуется с "поганством", т.е. язычеством, "эллинина Маврагана". И вместе с так называемыми "антикизациями" византийских авторов подтверждают гипотезу М. Постникова и А. Фоменко о средневековой датировке "античной Эллады".

Таким образом, скорее всего "эллин" означало как "житель Эллады", так и "язычник - почитатель Зевса и других греческих богов". Потому что по-видимому основное население Эллады в рассматриваемом нами периоде средних веков было языческим.

По сведениям первоисточников наименования "эллин" и "Эллада" стали распространенными этнонимами для греков относительно поздно, к концу VIII в. до Р. Хр. (АПО ком. с. 133). Фукидид пишет о том, что формирование "эллинской общности" было завершено в столетии непосредственно перед Пелопоннеской войной.

"Античные" греческие легенды описывают начало "эллинов" примерно так:

1) в земли будущей Эллады прибывают "сыновья Египта";

2) там они застают коренное, "автохтонное" население - "пелосгов";

3) сыновья Эгипта женятся на дочерях "пеласгов" (Аполлодор в АПО).

Постепенно приходят и другие завоеватели. Смешанное население объединяется на основе общей религии и общих экономических и политических интересов.

Скорее всего на первых порах термин "эллины" имел главным образом религиозноый смысл и постепенно вытеснил этнические различия среди населения, начиная с городов. "Массовая эллинизация" начинается после походов Александра Македонского, когда эллинизм насаждается среди других народов в районе Балканского полуострова и за его пределами.

"Период эллинизации" не обходит и Болгарию. Как мы уже знаем, он описан в современной исторической версии несколько раз.

В византийской версии XI в. он охватывает период от конца XI в. до 60-х годов XII в. Несмотря на то, что он выходит за рамки наших прямых интересов, рассмотрим характерную и любопытную деталь.

В конце XI в. во главе болгарской Охридской Архиепископии назначен Теофилакт Охридский.

Мы уже отметили, что у него были странные полномочия:

1) как архиепископ он возглавлял религиозный культ;

2) "Охридский архиепископ Теофилакт располагал военной силой" (ИБ3 с. 44), т.е. он был командующий войсками;

3) и кроме того, он имел полномочия судьи (ИБ3 с. 44).

Все это вместе взятое означает, что он был КАЛИФОМ. Ведь калиф - это сочетание верховный жрец + главнокомандующий + судья!

На первый взгляд это кажется невероятным, но мы не случайно взяли именно слово "калиф" вместо какого-нибудь близкого по значению, например, "презвитер". Причиной этого выбора является само имя (или прозвище, титул)

ТЕОФИЛАКТ = ТЕО + ФИЛАК(Т) = ТЕО + КАЛИФ,

т.е. "божественный калиф"! Оказывается, что "имя" Теофилакта Охридского совпадает с его должностью!

Многие захотят возразить, что это просто случайное совпадение.

Но на это можно обоснованно возразить:

1) высший православный духовный служитель не имеет право быть военачальником;

2) в своих письмах "Божественный калиф" Теофилакт Охридский сравнивает себя с Зевсовой птицей - орлом, а жителей Охрида с лягушками, подчеркивая, что "у Зевсовой птицы есть еще и сильный клюв и острые ногти и она может разрывать и драть мясо" (ЗЛА2 с. 270). Неужели это похоже на православный християнский стиль?

Конечно, возможно, что "Калиф" Охрида возглавлял ВСЕ религиозные культы, в том числе и языческое; может быть, сам он был христианином.

А тем, кто сомневается в широком распространении "эллинской" религии в районе Охрида во времена "позднего Средневековья", предлагаем вспомнить надпись на плащанице Охридского архиепископа:

"Пастырю болгар, во время жертвоприношения вспомни о владетеле Андронике Палеологе!" (ДОК с. 61)

Считается, что Теофилакт Охридский перевел и "заново написал" жития ряда болгарских святых на греческий - "эллинский" язык. Его деятельность связывается с попытками заменить болгарские религиозные книги "эллинскими". Интересно выяснить, сопровождалась ли "эллинизация" попытками изменить ВЕРУ болгарского населения?

Македонцы.

В скалигеровской версии истории много странных феноменов, и среди них достойное место занимают македонцы. Они вроде бесплотного духа, который творит великие подвиги, но остается неуловимым, возникая из ничего и исчезая обратно туда, оставляя нас в недоумении. Кто они, люди или боги? Если это народ, завладевший половину античного мира, то он должен был бы быть достаточно многочисленным. На каком языке говорил он? Откуда пришел и куда делся?

Разумеется, все это относится к "античным македонцам".

В случае же "византийских македонцев" все обстоит куда более прозаично. Они воспринимаются в двух смыслах:

1) как жители "фемы", или области, Македония, которая перемещается то туда, то сюда, то в районе Адрианополя, то в районе Сереса и Мельника; а эти жители - в основном греки и болгары;

2) как солдаты личной гвардии византийских императоров.

Как нужно сочетать правильно эти данные с точки зрения хронологической гипотезы А. Фоменко, в рамках которой античная Эллада и средневековая Византия существовали почти одновременно? Много мелких на первый взгляд деталей ведут к вполне определенной гипотезе, которую постараемся сформулировать кратко, с несколькими сопровождающими доводами.

До наших дней сохранилось несколько средневековых копий старой арабской карты, чьим автором является Аль-Идриси, и которую мы использовали из-за ценной автентичной информации. Между этими картами есть небольшие различия - видимо, переписчики были разного мнения о "правилах орфографии" того времени.

На этой карте встречается и топоним "Македония". Но - как и следует ожидать - его появление противоречит тому, что нам внушает традиционная историческая версия.

- Во-первых, оказывается, во времена Аль-Идриси (вторая половина XI века) было НЕСКОЛЬКО МАКЕДОНИЙ. Кстати, две Македонии Читатель может найти и на средневековой карте Фра Мауро (1459 г.) на рис. 17-1.

- Во-вторых, в способах написания слова "Македония" есть различия, причем довольно красноречивые.

Вот как передает фонетические соответствия арабских оригиналов С. Кендерова в ИДР:

- ал-Лакуд'амуниййя (ИДР с. 130) ;

- ал-Макад'униййя (ИДР с. 130) ;

- джабал Лакад'у (ИДР с. 130) ;

- джибал Макад'униййя (ИДР с. 117) ;

- ал-Куд'амуниййя (ИДР с. 117) .

Для обозначения местности в Родопах использован еще топоним "Макад'у" (ИДР с. 124). Отметим, что здесь сочетанием "д'" обозначен звук, близкий к "з", но похожий и на "д".

Кроме специфической перестановки букв, в глаза бросается ясная и недвусмысленная связь "Македонии" и "Лакедемонии".

Но как македонцы, так и лакедемоняне были отличными солдатами, чья боевая слава не потускнела за прошедшие века!

Вернемся к топониму "Макад'а", которым Аль-Идриси обозначил какой-то объект в Родопах. Есть вполне естественное основание принять в качестве рабочей гипотезы то, что он тесно связан со стратегическим ущельем Маказа.

Так как знаем, что одна из "Македоний" находилась около Адрианополя - Одрина, поищем в его окрестностях современный топоним с близким корнем. Таким является Бакаджик, стратегический холм к северу от города.

"Военная нить", которой мы следуем в наших рассуждениях, ведет нас и к другим подобным словам, как "старинные", так и современные:

МОНКАДА - крепость (на испанском языке);

АЛЬ-КАЙД - губернатор или наместник крепости или города (на арабском языке); от ГАДА (КАДА) - вести армию, командовать армией, солдатами (ПЕР с. 277);

ЛУКУМОН - этрусское слово, означающее "управитель города с большой властью" (ЛИВ т. I ком. с. 545);

КАЗАК ;

КОМАНДИР.

Вернемся еще раз и к формам записи "Македонии" на картах Аль-Идриси. Можно заметить, что в них иногда встречаются сочетания букв "ЛА" и "МА", иногда нет; но во всех случаях присутствует "КАДА" ("КАЗА", "КАДУ" и др. п.) - варианты слова, означающего на арабском языке "командовать армией, солдатами".

Итак, наша первая

ГИПОТЕЗА состоит в том, что слова МАКЕДОН, ЛАКЕДЕМОН, МОНКАДА, АЛЬ-КАЙД, КАДА, ЛУКУМОН, КОМАНДИР, МАКАЗА, БАКАДЖИК, КАЗАК являются сродными.

Сразу продолжим в том же духе.

ГИПОТЕЗА: МАКЕДОНЦЫ И ЛАКЕДЕМОНЯНЕ - элитные солдаты, гвардейцы, специально отобранные - скорее всего еще в детском или юношеском возрасте - и специально обученные.

Как известно из исторических сочинений, 300 лакедемонян (спартанцев) сумели остановить огромную армию Ксеркса.

Македонцы Филипа Македонского взяли неприступный Византион.

Македонцы Александра Македонского добивались блестящих побед и завоевали все страны, к которым направлялись.

ГИПОТЕЗА: МАКЕДОНИЯ (ЛАКЕДЕМОНИЯ) - место (фема, область) постоянной дислокации македонских (лакедемонских) войск.

Как правило оно имело стратегическое расположение. В определенный момент фема Македония приобрела стратегическое значение для византийских (ромейских, римских) владений на Балканах.

Так как военная сила очень часто порождает и политическую, временами "македонские армии" были полунезависимыми и независимыми, ставили своих императоров на византийский престол, создавали свои княжества и государства.

На самом деле и по сей день в почти всех языках мира есть в обиходе слово, родственное "македонии" и с похожим значением: КОМАНДОСЫ.

Сегодняшние командосы, как и древние лакедемоняне (спартанцы) и македонцы, проходят отбор и военную выучку, а затем их жизнь полностью посвящена битвам: от них ожидаются бойные подвиги, борьба на жизнь и смерть, потому что в этом - смысл их жизни.

В истории и лакедемоняне, и македонцы описаны как грубые и невежественные люди, без уважения к искусству и культуре, лишенные человеколюбия. Они не оставили после себя ни книг, ни скульптур, ни театров, ни философов - только военные победы! Это вряд ли было бы реальным вне рамок наших гипотез. Но что делать, таково ремесло "командосов" - тяжелое и исполненное риском, мы не можем требовать от них всего; ведь они были обязаны жертвовать самым ценным, что у них есть - жизнью.

Еще одним доводом в пользу предложенных гипотез является и общая графема для "МАКЕДОН" и "КОМАНДЕ" (рис. 17-2). Предоставляем Читателю удовольствие самому разобраться в ней и прочитать как "MACEDON" так и "COMANDE"; возможно, что разные варианты возникли из-за разных прочтений арабских графем.

Так или иначе, "MACEDON" и "COMANDE" записываются одними и теми же буквами; то же самое имеет место и для ËL MACEDON", "LE MACEDON", ËL COMANDE", "LE COMANDE" и "LACEDEMON".

С этой точки зрения вполне естественно выглядит сообщение Тита Ливия об участии македонцев в карфагенской армии, в котором специалисты видят противоречие:

"... Полибий ничего не сообщает о македонской помощи Карфагену и весьма сомнительно, что такая была оказана на государственном уровне. Возможно, что все македонцы в карфагенском войске были наемниками." (ЛИВ т. III ком. с. 729)

Конечно, скорее всего македонцы - "командосы" в то время служили в разных армиях, там, где их услуги хорошо оплачивались.

У античных македонцев есть и своя "царская династия". Считается, что первым, кто придал ей блеск, был Филип Македонский, а вслед за ним его сын Александр Великий завоевал для нее полмира. Но вскоре после его смерти созданная им империя распалась, сами македонцы "эллинизировались" (смысл этого термина мы уже обсудили выше) и "растворились" среди эллинов, тем самым сойдя со сцены истории.

Точным анализом А. Фоменко убедительно аргументировал свою гипотезу о том, что античная Македонская династия описана в сегодняшнем "учебнике истории" еще и под именем "Османская" (ФОМ2, ФОМ6 и ФОМ7). Как и античные македонцы, "османские турки" XIV-XV в. (объединяющие "каталан" и других западных наемников с "тюркскими племенами" из Малой Азии) постепенно создают свое "разбойничье государство" на территории старой Македонии, после чего буквально повторяют случившееся в "глубокой древности". В частности, они захватывают Византий, потом и Элладу и создают империю, подобную империи Александра. Есть и курьезные совпадающие детали:

"Муравьи, копающие золото, упомянуты Геродотом... Греческий историк первым сообщил о жителях таинственной области, которые собирали золото, принесенное муравьями... Среди владетелей, безуспешно пытавшихся найти доходоносных муравьев, были Александр Великий и турецкий султан Сюлейман Великолепный."

Из рассуждений в этой и предыдущих главах можно сделать вывод, что в истории Византии правление Александра Великого приходится на время правления Алексея I Комнина; скорее всего, старые историки ошиблись, заменив период Филипа и Александра периодом Никифора Вотаниата и "императора Трапезунда" Алексея Комнина.

Необходимо отметить, что Аминта, отец Филипа, в византийской версии XI века появляется под именем "Антим". Графему на рис. 17-3 можно прочесть и как "Аминт", и как "Антим". Антим захватил город Фивы в центре современной Греции и добился заметных военных успехов (ЗЛА с. 56-59).

Интересно было бы исследовать возможную связь имен "Антим", "Антиохия", "Визант" и "Византий", т.к. известно, что Филип Македонский часто упоминается как "сын Аминты", а в то же время ВИЗАНТ = ВИЗ + АНТ (= "сын Антима" или "сын Антиохии"). Напомним, что А. Фоменко высказал гипотезу о возможном "переносе столицы" из Антиохии в Византий.

В заключении обратим внимание на одну важную деталь: завоевательные походы Филипа и Александра Македонских поставили начало "периода эллинизации" Греции и окрестных стран. В главе восьмой мы уже встретились с таким же периодом после завоевания Болгарии "византийцами" в XI веке и со странной "угрозой эллинизации" в XV веке после завоевания Болгарии "османскими турками". Подобный процесс в болгарской истории встречается еще в середине VIII в.

В рамках сформулированных в этой книге гипотез и в соответствии с общей хронологической гипотезой А. Фоменко все эти "периоды" являются разными описаниями одного и того же исторического временного интервала.


Иордан Табов: 1: Досье в истории 2: Иван Владислав Шишман 3: Средневековые турки в первом приближении 4: О календарях 5: Хронология Анатолия Фоменко 6: Уроки Отца Паисия 7: Болгария - разоренная и разобщенная 8: Парадоксы в истории 9: Печенеги и персы 10: Анахронизмы 11: Василий, Иоанн и Баязид 12: Шишманы 13: Османская Династия 14: Палеологи 15: Сложные графемы 16: Другие завоеватели 17: Римляне, эллины и македонцы 18: Старые Пеларги BIB: Библиография PIX: Рисунки